Контакты

(495) 643-54-94
Отдел снабжения:
(495) 643-54-93


e-mail:info@yar-stroy.ru

Концепция

Дизайн концепция

- основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно - тематической базы проектного замысла, выражающая художественно - проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. Дизайн - концепция — целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Теоретическим обоснованием работы над Дизайн - концепцией стали положения о проблемати зации задания на проектирование ( его проблемном восприятии, нацелен­ ном на объективную оценку сложив­ шегося и ожидаемого положения дел и выделение в жизни объекта противоречий — проблем, — ведущих к его перспективному развитию ) и тематизации возможных подходов к его решению ), выявление и отбор путей разрешения противоречий, отнесенных к реальным компонентам, пространственным уровням, системам функционирования или оснащения рассматриваемого объекта ). Эти этапы проектного анализа сравнимы с привычными приемами последовательного аналитического изучения подлежащего проектированию объекта, которое помогает понять пути решения проектной задачи. Отличие состоит в том, что для сложного дизайнерского объекта оба этапа связаны непредсказуемым образом и составляют в целом самостоятельный творческий раздел проектной работы, не имеющий аналогов в традиционных видах проектирования.

Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенных временем прототипов, допускают разные варианты их решения — как в части функциональных технологий, так и в области декоративно - пластических поисков. Поэтому Дизайн - концепция, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспек­тивность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально - эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, фор­мулирующую принципы работы. Часто — в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы «самоформирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» эле­ менты освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайн - форме казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды.

Еще большую роль играет Дизайн - концепция в объектах сверхкрупных, особенно п ередовых. Таков, например, новый комплекс МГУ им. М. В. Ломоносова, который должен стать маяком организации университетского образования в стране, — как сплав уникального и обыденного, устойчивости целей и динамики оснащения, традиций и нововведений, свободы общения и соблюдения правил, т. е. всего многообразия форм жизнедеятельности, объединенных высшей целью — постижением системы знаний мирового уровня. Все это делает среду такого университетского комплекса весьма непохожей на другие городские структуры, требует выработки общих принципов ее формирования. Для чего необходимо :

  • определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых ком­ понентов ;
  • выявить возможные средства архитектурно - дизайнерского формирования того или иного архетипа среды ;
  • рассмотреть пути минимизации набора этих средств ;
  • составить Дизайн - концепцию формирования с их помощью полноценных потребительских характеристик среды нового комплекса МГУ, представив ее как своеобразный алгоритм дальнейшего проектирования.

Основная посылка концепции — несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего комплекса в ряду территорий столицы, с одной стороны, и неразрывности, слитности «страны знаний» и окружающего, пронизывающего ее большого города, с другой, — выражена метафорой «ансамбль в городе», ставшей девизом дальнейших размышлений.

Обеспечить художественный «суверенитет» комплекса призвано выпол­нение двух условий: университетский городок должен выделяться в данной части города архитектурной композицией и своеобразием дизайнерских решений. Причем черты последних на этой стадии еще не имеют конкретики, это дело последующих этапов работы, а пока идет выработка условий их поиска.

Первая часть положений определила условную «номенклатуру» мате риальных носителей дизайнерских идей. С одной стороны, это функционально - пространственные единицы, которые наиболее ярко отражают характерные черты университетского образа жизни, — зоны свободного общения ( форумы, аудитории, залы собраний, холлы ) — и коммуникационные русла ( эспланады, пассажи, рекреации ) разного ранга и назначения. С другой — это собственно произведения дизайна, интегрированные в пространно - смысловых узлах средовой ситуации в единые индивидуализиро­ ванные «сообщества», где вокруг уникальных комплексных установок, совмещающих несколько функций ( оборудование, информация и пр.), комбинируются «стандартные» для университета элементы монофункционального обустройства.

Вторая часть положений Дизайн - концепции носит более проективный характер и говорит о желательности тех или иных свойств предстоящих дизайнерских решений ( своего рода навязывание будущей среде определенных ограничений ). Эта часть концепции в конечном счете определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн - проектирования :

  • необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и репродуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной ( предметной ) базы университетского дизайна ;
  • скрупулезный учет местных природно - климатических условий на макро- и микроуровнях в качестве основы утилитарно - технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов природной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствовует оптимальной организации главных компонентов комплекса — зон свободного общения ;

отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общрлринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и де кора предметно - пространственных систем.

Таким образом, положения Дизайн - концепции реализуются через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования.

Иначе говоря, Дизайн - концепция не должна предлагать реальные проектные решения, хотя при ее разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих ее положения, либо выдвигающих ( в ходе сравнения ) новые идеи, поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта — это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект.
Домой Написать письмо Карта сайта

Поиск

Случайное фото

IMG_3686

Обсуждаемые темы

Опрос

  1. Из чего лучше всего строить дом?

© 2006-2020 «ЯрСтрой»

Все права защищены

Разработка сайта
Сервер от IHC

Соглашение/ Карта сайта/ Обратная связь